Это лукавство, вероятно,было вызвано досадой от того, что их любимый коттедж-гарден неумолимо уходит в прошлое. И все отчетливее становится ясно, что будущее -за природными садами. Дизайн Дэна Пирсона был обескураживающе оригинальным и впечатляющим: все просто, все на поверхности, однако, кроме него, на такую глубину нырнуть не смог никто. В отличие от многих других выставочных работ этот сад будет жить и дальше, ведь после шоу его перенесли туда, где родился его образ - в Чатсуорт.
Предыстория
После триумфальной победы сада Laurent-Perrier на цветочном шоу в Челси в 2014 году перед Дэвидом Хескетом (David Hesketh) встала трудная задача. Нужно было выбрать интересную тему для сада-2015 и дизайнера, который воплотил бы ее не хуже Лучано Джуббилеи (Luciano Giubbilei).
Но как забраться еще выше, если ты уже на вершине? Дэвид Хескет не был бы управляющим директором знаменитого французского дома шампанского в Великобритании, если бы не знал ответа на этот вопрос. Достойная большого дизайнерского таланта тема нашлась быстро.
Помимо самой выставки в Челси, Laurent-Perrier является официальным поставщиком шампанского в Чатсуорт-хаус, дербиширскую резиденцию герцога и герцогини Девонширских.
-
Купена мутовчатая (Polygonatum verticillatum) 'Giant One’
-
Трясунка средняя (Briza medium)
-
Калужница болотная (Caltha palustris)
-
Клевер бледно-желтый (Trifolium ochroleucon)
-
Щитовник красносорусовый (Dryopteris erythrosora) ‘Brilliance’
-
Гилления трехлистная (Gillenia trifoliata)
-
Лунник оживающий (Lunaria rediviva)
-
Листовик сколопендровый (Asplenium scolopendrium)
-
Копытень европейский (Asarum europaeum)
-
Примула (Primula) 'Inverewe'
-
Дерен канадский (Cornus canadensis)
-
Василистник водосборолистный (Thalictrum aquilegifolium) 'Album'
-
Миррис душистый (Myrrhis odorata)
-
Страусник обыкновенный (Mateuccia struthiopteris)
-
Щучка дернистая (Deschampsia caespitosa)
-
Магония (Mahonia eurybracteata) 'Soft Caress’
Стиль
Итак, задача ясна: создать на Челси миниатюрный образ Чатсуорта, сделав выставочный сад легким, свежим и изысканным - как само шампанское. Хескет понял, что для этого придется привлечь «тяжелую артиллерию», и приложил все усилия, чтобы вернуть на Челси Дэна Пирсона, который не участвовал в выставке уже 11 лет. Помимо высокой занятости дизайнера, причиной тому была неохота делать сады-однодневки. Дэн дал свое согласие, когда герцог и герцогиня Девонширские подтвердили, что будут рады предоставить выставочному саду постоянное место в Чатсуорте.
Подготовка
Многие были удивлены тем, что за несколько дней, отведенных на выставке для монтажных работ, можно было создать сад со степенью детализации «травинка к травинке» и так искусно сымитировать уголок, к которому давно не прикасалась рука человека. На самом деле, подготовка была очень долгой и кропотливой. Каменный «каркас» был собран в питомнике Crocus, который отвечал за растительное наполнение сада, за три месяца до шоу. Дернину с луговыми цветами вырастили специально для этого сада, нарезали большими кусками и в таком виде перевезли на выставку. Кстати, в отличие от остальных шоу-садов все растения были не замаскированы в горшках, а по-настоящему высажены в почву. Не обошлось и без сюрпризов: место посадки одной из пятитонных ив пришлось изменить в последний момент. Готовившая посадочное место команда раскопала рабочую канализацию викторианских времен, которая вряд ли выдержала бы такую нагрузку. Кстати, возраст некоторых деревьев, высаженных в саду, превышал 40 лет. В Соединенном Королевстве питомники не очень-то жалуют крупномеры, поэтому ивы пришлось покупать в Голландии, а остальные деревья прибыли из Германии и Франции. Рододендроны, почвопокровные растения, а также тонна листового перегноя и 300 тонн камней были привезены из самого Чатсуорта.
Нужно отметить, что сад был расположен на самом трудном с точки зрения дизайна участке Челси.
Он треугольной формы (остальные - прямоугольные) и единственный, со всех сторон окруженный дорогами. Обычно дизайнеры, которым доставался этот участок, закрывали одну из сторон стеной или высокими посадками, Пирсон не стал этого делать.
Дизайн
Поначалу Дэн Пирсон не был уверен, возьмется ли он за этот проект.
Как создать образ огромного регулярного сада на Челси? Однако, побывав в поместье, он нашел источник вдохновения - в прямом смысле этого слова. В одном из отдаленных уголков, кажется, забытом садовниками, течет Форелевый ручей - узкий, петляющий с вершины сада вниз поток воды.
Это дикое место, давно отданное на откуп природе, было не менее совершенно, чем строгие линии формальных посадок и длинные висты регулярного сада. Однако извилистый ручей в обрамлении луговых цветов не мог передать масштабности сада.
Для этого дизайнер решил использовать «скульптуры» из огромных валунов — аллюзия на знаменитый чатсуортский рокарий, сделанный Джозефом Пакстоном (Joseph Paxton). Этой же цели служат деревья и кустарники -оцените их размеры и возраст. Английские журналы обратили внимание и на красноречивый выбор некоторых старомодных видов. Например, рододендрон желтый уже давно стал в Великобритании табу из-за своей инвазивности, а бобовник анагиролистный вышел из моды полвека назад, после того как изрядно набил оскомину: один из его особенно пышно цветущих сортов сажали буквально в каждом саду. Здесь же они растут и служат одновременно и возвращением к природному,и воспоминанием о прошлом. Удивительное умение Пирсона соединять прошлое с будущим я увидел и в искусно подобранном среди других кустарников месте для магонии ‘Soft Caress’. Этот сорт с необычно узкими листьями стал победителем среди новинок прошлогодней выставки. Связь времен символизируют и молодые сеянцы дуба в подножии уже умершего дерева... Помимо всех этих деталей, полнейшую достоверность, чувство, что «это здесь росло всегда», саду придают засохшие остовы прошлогодних цветов, например всем известной «сорнячной» ворсянки. Я могу ошибаться, утверждая, что этот прием до Дэна Пирсона на Челси никто не использовал. Но я не припомню, чтобы кто-то из дизайнеров додумался сажать на майской выставке цветы, засохшие к прошлому октябрю.
Простая и очень эффектная идея, столь очевидная, что никто не обратил на нее внимания.
Если вы спросите меня, а был ли сад, я отвечу, что он не просто был. У него и за ним - будущее!
Благодаря своему расположению творение Дэна Пирсона просматривается насквозь со всех сторон. Для наблюдателя, прогуливающегося вокруг сада, открывается серия виньеток, входом в которые служат дорожки из природных материалов, будь то дубовые доски, камни или просто трава.