Отдыхать в саду душой и телом, полностью абстрагировавшись от повседневных забот... Хотите? Тогда оформите свой сад или хотя бы его часть в азиатском стиле. Человек, прогуливаясь по такому участку и взирая на окружающие красоты, ощущает полную гармонию и умиротворение. Это происходит не случайно, поскольку искусство оформления азиатского сада базируется на правилах, цель которых — сбалансировать внутренний мир человека.
Много столетий назад, когда буддизм распространился из Китая в Японию, буддистские монахи заложили первые дзен-сады для медитации. Со временем японское искусство оформления участков в виде водных, чайных садов или садов с«сухими» пейзажами покорило весь мир и заложило основу азиатского стиля. В Стране восходящего солнца и сейчас есть настоящие мастера, которым передавались знания из поколения в поколение.
Первостепенную роль в азиатском саду играют символичные элементы Так, например, большие булыжники олицетворяют горы, а бонсай — вековые деревья. Декоративнолистные растения символизируют водный и скалистый пейзаж. На участке в этом стиле нередко можно увидеть пруд, ручей или водопад. Разве что в садах с «сухими» пейзажами. Ручей в японском саду должен всегда течь с востока на запад. Здесь он пролегает в виде узкой канавки между живописными растениями и стекает в пруд.
Главная идея азиатских садов — воспроизведение природы в миниатюре и гармония во всех элементах ландшафта. Поэтому атмосфера здесь умиротворяет и располагает к размышлениям о вечном.
«Волны» на гравии имитируют движение воды. Лучше всего такой рисунок виден на площадке, засыпанной светлыми камешками.
Красный цвет в Японии символизирует счастье, достаток и радость, поэтому в него окрашены многие элементы.
Оформлять в японском стиле весь сад вовсе не обязательно — чтобы отвлечься от повседневности, достаточно будет и одного уголка. На рисунке внизу земля насыпана в виде вытянутой гряды холмов и засажена растениями. На самой высокой точке гряды привлекает внимание сформированная в виде бонсай сосна. Рододендроны, астильбы, пахизандра верхушечная ‘Compacta’, камнеломка теневая и мшанка покоряют белыми и нежно-розовыми цветками, их дополняют папоротник женский и астильбоидес с живописными листьями. Гравийная отсыпка с начерченными на ней «волнами» символизирует ручей, посреди которого возвышаются камни, а также виднеются несколько островков, покрытых мшанкой, и на вершине — сосна горная с шаровидной кроной. Слева расположена каменная чаша, в которую по бамбуковому желобу стекает вода. Шаговые плиты ведут на вершину холма к статуе Будды, которая приглашает остановить бег мыслей и погрузиться в созерцание.
«Жизнь имеет множество путей. Искусство состоит в том, чтобы по дороге еще и любоваться ландшафтом».
Водные элементы заменены гравийными площадками с начертанными на них волнами. В них часто «плавают» каменные глыбы, и на первый взгляд может показаться, что они распределены хаотично. Но на самом деле это не так. Их количество, а в основном это 3, 5 или 7 экземпляров, играет определенную роль, так же как и их положение: вертикально поставленные символизируют небо, горизонтально положенные — землю, а направленные по диагонали — человечество.
Практически в каждом азиатском саду можно увидеть мощенные каменными плитами дорожки Они вьются среди пышных цветников и гармонично расставленных аксессуаров таким образом, чтобы взгляд устремлялся в определенном направлении и останавливался на живописных акцентах. Их роль могут выполнять каменные фонари или статуи Будды, выполненные в разных вариантах, размерах и из всевозможных материалов.
Статуя Будды считается священной. Ее желательно ставить на некотором возвышении, ведь статуя должна быть центральной фигурой зоны, в которой она расположена.