В преддверии весны многие задаются вопросами, касающимися современных тенденций в ландшафтном дизайне, перспективных приемов садоводства и декорирования участка. Неизменный интерес сохраняется и к тому, какие стилистические садовые решения наиболее популярны и какие колористические сочетания будут востребованы в ближайшем будущем при сооружении цветников.
Надо сразу сказать, что для внимательного садовода заметить ростки новой ландшафтной моды бывает с не так уж сложно. Достаточно регулярно знакомиться с репортажами с последних выставок и фестивалей садового искусства, посещать цветочные шоу и просматривать свежие номера профильных журналов. Кроме того, g зная, что мода на многие вещи периодически возвращается, опытные люди могут предугадать очередной виток ее обращения и с некоторым опережением прореагировать на это в своем саду.
В качестве примера можно привести ситуацию с цикличностью востребованности садовой и парковой скульптуры: романтичной — в дизайне дореволюционных садов, бесхитростно-идеологической — в парках советского периода и абстрактной скульптурой, которую сейчас можно часто встретить в зарубежных садах и которая, кажется, начинает теперь набирать популярность и у нас.
Удольфианство
В сфере ландшафтного дизайна смена модных тенденций — явление не очень-то быстрое. Путь от выставочного прообраза до реального сада, выполненного по его мотивам, особенно где-нибудь в глубинке или в другой стране, может занимать немалое время. Да и на то, чтобы уже созданный сад вступил в стадию максимальной декоративности, требуется как минимум несколько лет. Поэтому нередко мода приходит в наши сады с запозданием.
В частности, неимоверно популярный во всем мире Пит Удольф много лет экспериментировал с выбором многолетников, наиболее эффектных в плане габитуса, силуэта, фактуры.
Интерес к садам определенного стилистического направления напрямую связан с востребованностью садоводами того или иного растения.
Так что производителям посадочного материала необходимо учитывать изменения модных тенденций в ландшафтном дизайне. Например, мода на сады в естественном стиле требует ассортимента, состоящего по большей части из аборигенных, природных видов; сады в стиле «новой волны» - большого количества злаковых трав и декоративных многолетников степей и прерий; мода на горки и рокарии - растений альпийской флоры, почвопокровных,карликовых лиственных и хвойных культиваров.
Распространившись по всему миру уже довольно давно, новый образ его природных цветников дошел до нашей страны только несколько лет назад.
Безусловно, пришедшая к нам мода на имитирующие степи и луга удольфианские цветники в ближайшие годы будет только набирать обороты. В их основе лежат повторяющиеся модульные, или блочные, посадки сравнительно небольшого ассортимента растений, хотя и декоративных, но тяготеющих к природному облику: групп посконников, волжанок, рудбекий, эхинацей, горцев, шалфеев, монард, астранций, луков, различных злаковых трав.
Длительная декоративность, сохраняющаяся и после завершения вегетационного сезона, смена цветовых и фактурных акцентов, выразительная структура посадок привлекают к ним большое внимание. Особое значение имеют устойчивость и их неприхотливость в уходе, отвечающие современным запросам по сохранению времени и ресурсов, стремлению к экологическому подходу.
Нынешний интерес к садам природного облика нельзя назвать новым явлением, это также спиральный виток моды.
В этом отношении можно припомнить возникновение в начале XVIII века пейзажного стиля садоводства как альтернативы регулярному, а также призывы к созданию «диких» природных садов со свободными цветочными посадками в конце XIX века. Кстати, прообразы подобных природных композиции в виде натургартенов создавались в Германии еще в 1920 — 1930-х годах знаменитым Карлом Фостером. Недаром говорят, что новое — это хорошо забытое старое.
Путь от выставочного сада до реального может занять немалое время, поэтому часто мода наши сады приходит с запозданием. Параллельно на гребень модной волны вышли асимметричные и креативные постмодернистские садовые проекты.
Сейчас же, как мне кажется, в садовом дизайне вновь наметился отход от минимализма и поворот к эклектике, смешению жанров, к большему разнообразию применяемых форм и красок, как в древесно-цветочном оформлении, так и в конструктиве. Исключительно популярны ниваки — формованные деревья и кустарники: шары, конусы, кубы, спирали, зонтики, причем с каждым годом появляются новые формы стрижки. Все это разнообразие подогревают яркие и своеобразные новинки растительной селекции, а также современные материалы: композитный декинг, термомодифицированная древесина, кортеновские и сетчатые пергонные конструкции, вертикальные живые панели. Поэтому трудно предсказать, что станет модным в дизайне садовой среды завтра, но что нам всем не будет скучно — это точно.
Столкновение интересов
Новые решения по организации пространства загородных участков и гармоничному объединению жилых построек и окружающей природной среды могут сталкиваться с традиционными стереотипами восприятия новой садовой культуры. Значительное число заказчиков ландшафтных услуг пока не готово отказаться от обширных газонов, клумб с однолетниками, масштабного мощения и обязательных псевдоальпийских горок с водными каскадами. В результате участки в коттеджных поселках, имеющие один и тот же стандартный набор элементов дизайна, часто похожи друг на друга. Тем не менее и на таких участках садоводов интересует садовая мода. Например, на растения для любимых цветников.
В мире растений
Какие же цветочные культуры будут популярны в следующем сезоне? Рискну предположить, что в этом отношении кардинальных подвижек не случится. Связано это, как мы уже говорили, с инерцией распространения моды, а также с кризисными явлениями, в результате которых завоз в страну дорогих зарубежных новинок будет ограничен.
Тогда и сейчас
Еще несколько лет назад казалось, что в ландшафтном мире будет преобладать минималистический подход к дизайну. Что возобладает хайтек с его простотой и современными геометрическими построениями садовых элементов, включением причудливых арт-объектов. Затем многие кинулись искать гармонию в символических садах японской стилистики, по-европейски интерпретируя образ ваби-саби.
Сохранится и тяга к новым сортам традиционных растений, таких как пионы, ирисы бородатые, люпин многолетний, шалфей дубравный, которые так хороши в ярких и воздушных сочетаниях с пышным котовником Фас-сена или перовскией лебедолистной. Это же касается и кустарников — роз, сиреней, спирей, гортензий. Биоразнообразие садов в природном стиле, таких как сортовые и дикорастущие ромашки, наперстянки, дербенники, герани, гравилаты, ирисы сибирские и болотные, мордовники и синеголовники. Среди этих растений могут оказаться и те, которые мы еще совсем недавно презрительно относили к сорнякам, например белый и желтый донники, розовые горицветы и смолевки, мыльнянки, малиновые бодяки, или к огородным культурам — шнитг-лук, мангольд, фенхель, спаржа, ревень, катран, артишок.
Многолетние растения не обязательно должны иметь скромный облик, многие из них достаточно яркие и привлекательные, например синие анхузы,салатовые молочаи, сиреневые и розовые скабиозы, разноцветные эхина-цеи, терракотовые и лиловые коро-вяки. Ктомуже в последние годы на мировых выставках допускается смелое сочетание декоративных культур в цветниках, смешение их по высоте, габитусу, форме, окраске цветков и листьев. При первом впечатлении такие цветники кажутся немного небрежными, что придает им особый шарм.
Колористические предпочтения скорее всего будут распространяться на комбинации золотистого и лимонного с голубым, оранжево-коричневого с салатовым. Кроме того, в цветниках и декоративных огородах станут широко использоваться яркие, миксованные посадки с предпочтением пурпурно-фиолетово-розовой, и терракотово-сиреневой окраски.
последние годы на выставках
Безусловными фаворитами загородных участков останутся многие зонтичные и злаковые растения, возможно, и папоротники. Зонтики купыря лесного (кервеля), дудников, валерианы, дикой моркови, бутеня или жабрицы с их ажурной графикой можно сейчас встретить во многих выставочных садах и в проектах ведущих ландшафтных дизайнеров.
Что касается декоративных злаков, то только ленивый садовод сейчас не гоняется за новыми великолепными сортами вейников, молиний, щучки дернистой или проса прутьевидного. И таких садоводов вполне можно понять, если представить, как роскошно выглядит злаковый сад в конце лета — начале осени.