Несколько лет назад мы купили мотоблок «Агрос». Модель выбирали долго, изучая и сравнивая технические данные машины. Нас устроило, что этот мотоблок работает на бензине марки 76, мощный (8 л.с.) и тяжелый (160 кг), но при такой нагрузке на колеса обладает хорошей тягой и развивает скорость до 15 км/ч. Самое необходимое для нас оборудование (плуг и косилку) мы купили, а от прицепа-телеги отказались: кузов маленький и конструкция хлипкая, особенно крепления колес. Много раз видел такие телеги с погнувшимися от перегрузки стойками, к которым приварены цапфы колес.
За несколько дней с помощью дрели и болгарки я смастерил замечательную телегу, которая за долгое время беспощадной эксплуатации ни разу не подвела. За основу телеги взял старый задний мост от автомобиля «москвич». Для чего удалил из него за ненадобностью редуктор, соединил полуоси подходящей трубкой, чтобы одна из полуосей провернулась в ней (без этой трубки колеса будут «гулять»), и смазал все солидолом. Мост прикрепил к раме из труб теми же стремянками, которыми он был привернут на «москвиче». Сам кузов сделал из оцинкованного железа толщиной 0,8 мм, по всем краям отделал металлическим уголком. Впереди оставил место для крепления сиденья, взятого из того же «москвича». Важная деталь - колеса расположил посередине кузова, чтобы нагрузка на мотоблок была не слишком большой, но достаточной для того, чтобы не буксовали колеса. Для прицепного же устройства я использовал карданный вал от автомобиля «жигули»: его вилка (где была крестовина) плотно входит в прицепное устройство мотоблока.
По асфальту даже на четвертой передаче я без усилий перевозил на этой телеге тонну зерна. За все время использования мотоблока и телеги чего только не приходилось возить: навоз, траву, урожай с участка, дрова, сено и даже пятиметровые бревна! Однажды даже буксировали сломавшийся легковой автомобиль. Управлять мотоблоком легко и приятно, сидеть в кресле удобно.
Когда к мотоблоку приобрели почвообрабатывающую фрезу, надобность в плуге отпала. Поэтому на базе его прицепного устройства я смастерил бороздонарезатель. Прикрутил винтами с шайбами уголок толщиной 70 мм, а к нему прикрепил две стойки от тракторного культиватора, расположив их напротив колес мотоблока. Сами ножи культиватора обрезал болгаркой, оставив острые концы. Чтобы борозда получалась широкой и глубокой (для посадки картофеля), на те же два болта, которыми фиксируются ножи к стойкам, присоединил металлическую пластину толщиной 1,5 мм. В итоге за один проход мотоблока получается две борозды. Нарезать борозды надо с включенной блокировкой, на второй передаче, стараясь ехать ровно - прямые ряды в дальнейшем легче обрабатывать.
Клубни в борозды мы раскладываем вручную, затем граблями засыпаем и заравниваем почву. Когда же приходит время окучивания картофеля, наш агрегат из бороздонарезателя без всяких переделок превращается в окучник. Просто я пускаю его так, чтобы ботва проходила под мотоблоком, строго между колесами. Стоит отметить, что окучивать гораздо легче, чем нарезать борозды, так как при окучивании стойки заглубляются на меньшую глубину.
Во время уборки картофеля окучник, с небольшой переделкой, превращается уже в копалку. Одну из стоек я убираю, а вторую приворачиваю посередине (ровно посередине!) между колесами. Выкапываю картофель на второй передаче с включенной блокировкой. Копаю картофель через ряд, иначе колеса мотоблока будут задевать и травмировать выкопанные клубни. Этот универсальный инструмент ни разу не ломался, так как основные детали рассчитаны на трактор.