Клумбы, ровные дорожки, аккуратно постриженные деревья, фонтан, статуи, размещенные на сравнительно большой площади, - все это атрибуты роскошного европейского сада. Надо сказать, что житель средневековой Японии пришел бы от них в ужас. «Разве это сад? - воскликнул бы он. - Ведь это сплошной обман и лицемерие!»
В самом деле, европейские и восточные, в частности японские традиции садово-паркового искусства с самого своего зарождения разнятся в корне. Европейцы всегда считали садом участок преобразованной природы, служащий им для отдыха и прогулок. А для японцев сады были местом медитации и философских размышлений, святилищем, в котором человек не должен ничего менять. Древние японские садоводы утверждали, что природа, ее формы совершенны, просто надо уметь видеть их красоту. Если же привнести в природу творения рук человеческих - пусть даже самые прекрасные - то исчезнет достоверность. Обрезать сухие ветви у деревьев? Но разве темная веточка на фоне синего неба не уникальна, разве не несет в себе послания для вдумчивого человека?! Засадить цветами прямоугольную клумбу? Но разве один-единственный цветок, выросший у извилистой дорожки, не способен научить человека ценить прекрасное?! Японский сад говорит на языке символов. Его неизменные составляющие: водоем, камни, змеистые тропинки, фонари, цветущие и вечнозеленые растения - все несет в себе определенный смысл.
Так, композиции из камней в японском саду делались в честь священной горы Фудзиямы. По старинной традиции, их складывали из 9 камней, при этом 5 камней ставили вертикально, а 4 оставляли лежать. Отдельные камни, вне композиции, по мнению японцев, следовало располагать у извилистых садовых дорожек. Эти дорожки символизировали жизненный путь человека, а камни, в зависимости от их величины и формы, являли собой либо островки для отдохновения и размышления на этом пути (большие, плоские камни), либо новые начинания (маленькие, интересной формы).
Вода в японском саду была призвана отражать скоротечность жизни, бег времени. Интересно, что там, где водные объекты разместить было нельзя, японцы создавали сухие «ручьи» из песка и гравия, и «моря» из гладких камешков, чей рисунок повторял линии набегающих на берег волн.
Растения в японском саду также были специально подобраны: высаживались раннецветущие деревья и цветы, которыми любовались весной, садились клены (такие красивые осенью!), обязательно присутствовали вечнозеленые и хвойные, украшающие сад круглый год. При этом все растения с их ростом, цветением и увяданием символизировали смены пор года, изменчивый и преходящий характер всего земного по сравнению с неизменными камнями и водой. Японцы любили размещать в своих садах мшистые или потемневшие от времени камни, железные изделия с ржавчиной, старые каменные лампы. Это тоже неслучайно - таким образом создавалась атмосфера старины, того «старого доброго времени», когда мир был более гармоничен, а люди - терпеливее и спокойнее.
Нельзя не упомянуть об еще одном обязательном атрибуте классического японского сада - чайном домике и ведущей к нему дорожке. Чайная церемония, столь любимая японцами, уходит корнями в средневековье. В те времена для ее проведения в глубине сада возводилась постройка, напоминающая крестьянский дом с соломенной крышей (простота строения призывала отрешиться от земных соблазнов и сосредоточиться на церемонии). Дорожка к чайному домику выкладывалась из разномастных камней и выглядела как каменистая горная тропка. Почему горная? Чтобы соответствовать участку сада под названием «чайный». Он создавался в виде фрагмента горного склона, поросшего лесом. «Лес» высаживался из бамбука, сосен и кипарисов. Участники чайной церемонии пили чай под шум деревьев, проникались их величием и одновременно простотой.
Лет 10 назад по Европе и Америке прокатилась мода на японские сады. И эта мода, пожалуй, не ушла до сих пор. Конечно, создать классический, так сказать стопроцентный японский сад на частном участке в Беларуси или России достаточно сложно: можно высадить сакуры и клены, принести камни и развесить фонарики, но как привнеси в этот сад дух древней загадочной буддийской Японии?! Зато желающим вполне по силам создать сад в восточном стиле -этакий симбиоз европейской и японской садово-парковой культуры, помноженный на личные предпочтения хозяина участка. В таком саду приятно предаваться размышлениям и даже медитировать, уподобляясь древнему самураю, то ли отрешенно, то ли восхищенно созерцающему цветущие сливы.
В подборе деревьев для японского сада предпочтение отдается хвойным. В садах много нарядных пород. Пальму первенства, несомненно, держит японский клен, имеющий изящные лапчатые листья, густо краснеющие в ноябре. Цу-баки - японская камелия - одно из любимых цветущих деревьев у японцев. Однако ничто не может сравниться с сакурой - японской вишней. Перед ней преклоняются. Любят японцы и бамбук. Считаясь символом благородства, бамбук придает утонченный оттенок любому пейзажу. Вместе с цикадовыми деревьями, которые создают оркестр дождевых капель, бамбук побуждает людей к самосозерцанию. Но основой основ японского сада являются камни. Необработанные камни применяются в архитектуре «сада камней»: композиция подчиняется правилам, исходящим из концепции дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три в соответствии с буддийской триадой.
Японские городские сады и парки совсем не похожи на те, что мы привыкли видеть у себя на родине. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.