18.10.2017 Четверг
Харитины. Первые холстины. Солнце скатывается вниз, отстал от ночи день - запнулся валенком за пень. В этот день катали шерсть на валенки, принимались за прядение холста.   Народные приметы
Флеш-игры дачные и не только BurstCMS

Совместная покупка



Совместная покупка наглядноЧто такое совместная покупка? Это способ покупать товары по меньшей (оптовой) стоимости. Без наценки магазина. При этом зачастую выгода может достигать 50%, а то и 75% от стоимости магазинной цены.

Какие товары выгодно покупать на совместной покупке?

  • Женская, мужская и детская одежда, обувь. Парфюмерия и косметика.
    Розничная наценка на них составляет до 200-300%.
  • Хозяйственные товары (батарейки, посуда, бытовая химия). Игрушки. Украшения в т.ч. бижутерия и даже ювелирные изделия. Материалы для строительства и ремонта. Садово-огородные приспособления. Товары для животных. Аксессуары для автомобилей и даже шины-диски. Одежда и экипировка для охоты и рыбалки. Мелкая бытовая техника (чайники, мультиварки, скороварки, пароварки, тостеры и др.). Всё для рукоделия. Новогодние подарки.
    Розничная наценка на них составляет от 20-30% до 100-150%.
  • Фермерские продукты: мясо, молоко, сыры, колбасы.
    Розничная наценка на них составляет до 100%.
    Но здесь как никогда очень важно выбрать правильного организатора (возможно недобросовестное отношение и обман в отношении качества товара).

Какие товары нет смысла покупать на совместной покупке?

Компьютерную технику (за исключением аксессуаров и флешек). Наценка на неё мала и оргпроцент покрывает выгоду.
Крупногабаритную бытовую технику.



Возможные проблемы

  • Товар надо дожидаться несколько дней (недель)
  • Товар может прийти не того цвета и размера (пересортица)
  • Товар может совсем не прийти. Не оказался на складе у поставщика или был украден/потерян/повреждён при доставке транспортной компанией.
  • Товар может маломерить
  • Гарантия на товар может быть ограниченной или отсутствовать вовсе.
  • Нельзя просто так вернуть исправный товар по причине "не понравился" (как при покупке в магазине). Придётся пристраивать. Ведь юридически совместная покупка - это покупка напрямую у оптовика вскладчину. Закон о защите прав потребителей тут не действует. А действуют правила каждого ресурса.

Видео о совместной покупке


 

Совместная покупка в Нижнем Новгороде

Сравнение популярных нижегородских площадок совместных покупок:
  макс.  оргпроцент
по предоплате
макс. оргпроцент
по постоплате
процент, забираемый площадкой (включён в оргпроцент) строгость правил  и бюрократизация удобство площадки посещаемость площадки активные  орги активные участники основание площадки центры раздач
НН.РУ до 12% до 18% 2% очень строгие среднее ~5000 / сут
(статистика)
<400 н/д 2007 7 в Нижнем Новгороде
3 в области
NN-SP (нн-сп) до 16% до 16% 1% умеренные повышенное ~12000 / сут
(статистика)
<200 <10000 2009 6 в Нижнем Новгороде
22 в области
 

Рекомендуем попробовать все эти площадки и остановиться на той, которая вам покажется максимально удобной по многим параметрам: удобство площадки, ассортимент товаров в закупках, доброжелательность оргов и администраторов.

И тем не менее, ничего не мешает участвовать сразу в нескольких площадках одновременно. Главное - следить за всеми своими заказами, не пропускать раздачи :) Ещё ни одна нижегородская площадка СП не реализовала автоматизацию оповещений (о ходе закупки и необходимости забрать заказ) через смс или хотя бы e-mail.

Словарик терминов

Новичкам не всегда легко разобраться в терминах. Чтобы было проще понять сленг участников СП и быстрее окунуться в мир совместной покупки, составлен словарь:

Организатор (орг) – человек, берущий на себя обязательства выкупить товар у поставщика и раздать участникам. За это наградой служит оргпроцент.
Чтобы стать организатором обычно проводится установленный порядок правил, направленный на отсеивание потенциально неблагонадёжных людей.

Оргпроцент – денежная мотивация в организатора для проведения совместной покупки. Единственная наценка с оптовой стоимости, взимаемая с участников. Обычно составляет от 5% до 17%. В оргпроцент может быть включен "налог на развитие" площадки (до 2%), который организатор должен оплатить в установленном порядке.
У некоторых опытных организаторов оргпроцент может быть единственным крупным доходом и составлять до 70 тысяч рублей в месяц, а иногда наоборот, еле покрывать расходы на проведение закупки.
Обычно максимальный оргпроцент установлен правилами площадок и составляет около 10-15% по предоплате и 15-17% по постоплате.

Участник – человек, желающий получить товар по правилам конкретной площадки в закупке у конкретного организатора. Участник должен принять правила площадки и условия конкретной закупки, выбрать нужный товар, дождаться товара, оплатить его и забрать. Участник, заказавший, но не забравший товар, является незабирашкой.

Пиар – реклама закупки с раскрытием достоинств предлагаемых товаров. При этом недостатки могут указываться не всегда.

Минималка – определённая сумма денег, на которую участники должны набрать заказов, чтобы закупка состоялась. Минималка бывает не всегда и, как правило, зависит от условий поставщика.

Сбор заказов – первый этап в совместной покупке. Организатор создаёт тему на площадке, указывает правила закупки (сроки поставки, оргпроцент, есть ли ряды, условия гарантии и др.)

Замена – альтернативный заказываемый товар, на случай, если у поставщика не окажется нужного. Если у поставщика не всегда всё есть в наличии (а узнать это можно только после стопа), то для удобства участников, организатор может попросить при заказе указать замены.

Ряды – набор товара определённой порцией. Иногда поставщик может отгрузить товар только определёнными порциями по 6, 10, 15 (любым количеством) штук в наборе (коробке). Чтобы участнику пришёл товар - надо, чтобы другие участники заказали такой же товар в нужном количестве, иначе отгрузка не произойдёт. Поэтому встречаются просьбы "собрать рядок", "закрыть ряд".
В последнее время ряды встречаются редко. Чаще всего в закупках обуви и новогодних подарках.

Сверка-дозаказ – второй этап в совместной покупке. Организатор формирует таблицу участников и их заказов, где можно проверить правильность заказа и подкорректировать его (что-то убрать или добавить).

Стоп – третий этап в совместной покупке. Дата стопа определяется при начале сборов заказов и может сдвигаться на позднее время, если, например, участники не набрали минималку. После стопа дозаказы запрещены, но организатор иногда может принять "самые последние".
После стопа организатор отправляет поставщику все заказы участников, получает ответ о наличии, оплачивает, получает груз, разбирает, рассортировывает груз по участникам.

Сбор денег – четвёртый этап совместной покупки, на котором участники обязаны внести предоплату за заказ. В некоторых закупках допускается постоплата ценой увеличения оргпроцента. Способ оплаты всегда устанавливается организатором на этапе сбора заказов.

Предоплата – вариант оплаты участниками заказов. Обычно предоплата вносится на счёт организаторов (Альфабанк, Сбербанк, Связной) по заданным реквизитам. Удобнее у Альфабанка - можно внести деньги прямо в банкомат по номеру счёта. У остальных банков это делается через операциониста.
Иногда операционист просит комментарий к оплате. В этом случае всегда надо сообщать только "пополнение счёта". Если сказать "оплата за сп за такие-то товары..." то  счётом организатора может заинтересоваться служба безопасности банка, а участнику, скорее всего, будет отказано в дальнейших закупках и, возможно, даже в получении товара.
На предоплату обычно меньший максимально возможный процент - до 12%.

Постоплата – вариант оплаты участниками заказов "как в магазине". Товар в обмен на деньги. Обычно участников просят собрать нужную сумму без сдачи и положить в конверт или прозрачный файл, а также обязательно подписать по формату "название закупки, ник участника, сумма".
На постоплату обычно более высокий оргпроцент - до 17%.

Срыв закупки – отказ поставщика отгрузить товар.
Поставщики и производители (обычно именитых брендов) не всегда приветствуют реализацию своих товаров через совместные покупки. В этом случае оргам приходится идти на хитрость и сообщать, что товар берётся для розничной реализации. Если такой поставщик всё-таки узнает об СП, то скорее всего отказывает в отгрузке товара. Происходит срыв закупки.
А затем происходит извечная "борьба брони против снаряда". Орги шифруются более тщательно, создаются закрытые форумы для проведения закупок с особо принципиальными поставщиками. Поставщики, в свою очередь, требуют от оргов предоставить документы и фотографии розничных площадей, подключают к проверкам свои службы безопасности и прописывают в договорах штрафные санкции вплоть до невозврата уже перечисленных денег.

Транспортные расходы – расходы организатора на доставку груза от поставщика (чаще всего из Москвы) транспортными компаниями. Некоторый процент транспортных расходов может оплачивается участниками.

Раздача – финальный этап закупки, когда участник получает заказанный товар.
Первые раздачи были с машин. Организатор приезжает в установленные место и время, где его встречают участники и происходит обмен денег на заказы. Для экономии времени на таких раздачах деньги всегда приносятся в конверте и без сдачи. Со временем некоторые участники стали этим злоупотреблять, обманывая организаторов, поэтому стал необходим новый формат раздач. Появились центры раздач, куда организатор передаёт заказы и информацию об участниках и оплате, а участники в удобное время забирают заказ. При этом сотрудники центров раздач пересчитывают деньги.

ЦР (центр раздач) – место, куда организатор передаёт заказы для участников для взаимоудобной передачи товаров. Появление центров раздач на нн.ру было причиной поднятия "налога" площадке с 1% до 2%, что привело к поднятию оргпроцента.
Чем ближе к новому году, чем больше участников скапливается в очередях у ЦР.

Незабирашка – участник, сознательно отказавшийся забирать товар по постоплате или неумышленно пропустивший срок раздачи. Незабирашки доставляют много неудобств организаторам, поэтому организаторы обмениваются данными (ник, фио, телефон) незабирашек на закрытых форумах и если не забрать хотя бы один раз - во всех новых закупках даже с другими огранизаторами незабирашкам просто "ничего не будет приходить". Заказы незабирашек обычно уходят в пристрой.

Пересортица – редкое, но ещё встречающееся явление, когда товар приходит другого цвета или размера (по вине поставщика). Дальнейшее с ним действие - согласно правил площадки или текущей закупки. Товар может быть оправлен обратно поставщику или в пристрой самим организатором с возвращением денег участнику; а возможно, участника обяжут выкупить товар, если пересортица не критичная и этот риск был указан в условиях закупки.

Пристрой – товары, по тем или иным причинам оказавшиеся невостребованными после окончания закупки. Пристрой может формироваться как у организатора (из-за незабирашек), так и у участников (не подошёл размер, цвет).
Со временем сформировался магазин пристроя – нововведение нн.ру. Единый центр, куда можно передать и, возможно, реализовать весь свой пристрой. Магазин устанавливает дополнительную наценку 15% к основному оргпроценту. Таким образом, общая переплата участника при покупке товара через магазин пристроя составляет 30-32%.
А на НН-СП единый каталог пристроя реализован в виде раздела на сайте.

Маломерки – товары (обувь или одежда), которые на самом деле имеют чуть меньший размер, чем указанный. Реже, но встречаются и большемерки

Хвасты – отзывы участников об участии в определённых совместных покупках. От слова "хвастаться".

Бренды и конкуренция организаторов. В СП традиционно нет конкуренции между организаторами. Все бренды (фирмы-производители) закреплены за кем-то из организаторов. Как правило за тем, кто первый договорился с поставщиком и зарезервировал его на себя. Бренд можно передать другому организатору. Также бренд может временно высвобождаться, если организатор, владеющий им перестал быть организатором за грубое нарушение правил.
Закупки бывают мультибрендовыми и при этом допускается некоторое пересечение с брендами других организаторов.

Штрафные баллы – штраф, начисляемый некоторыми площадками (например, нн.ру) организаторам за мелкие нарушения правил ведения закупок. Например, за отсутствие указания даты стопа в сборе заказов, пререкательство с администраторами или несвоевременную отчётность.

Интересные факты

  • Юмор о совместной покупкеЦены на СП с учётом оргпроцента не всегда выгоднее рыночных (например, на сухофрукты), но тем не менее, многие заказывают. По привычке.
  • Для многих женщин совместная покупка - хорошая альтернатива магазинному шоппингу и попробовав раз, многие не могут остановиться. Этот синдром называется шопоголизм. Шопоголикам очень нравится совместная покупка :)
  • На многих СП-форумах существуют закрытые разделы (на нн.ру - СП-Подполье), куда даётся доступ только проверенным участникам. Секретность нужна для ведения закупок, которые легко сорвать (см. Срыв закупки) из-за нежелания многих поставщиков участвовать с совместной покупкой. Чаще всего это известные бренды.
  • Помимо совместной покупки существует так называемая зарубежная покупка. Их следует отличать. У зарубежной покупки организатор закупается в иностранных интернет-магазинах и доставка происходит почтой или EMS.
  • Продавцы магазинов одежды и обуви традиционно имеют "зуб" на СП т.к. многие участники под видом потенциального покупателя меряют понравившуюся одежду или обувь в магазине, записывают артикул с размером и уходят довольные, приговаривая "мы купим это дешевле на сп". Поэтому некоторые магазины всерьёз рассматривали утопичную идею ввести платную примерку.
  • Нижегородской СП-площадкой "нн.ру" не раз интересовалась прокуратура по инициативе известного нижегородского магазина детских товаров "Мама плюс я".
  • На нн.ру существует форум противников СП "Мы против совместной покупки" и форум фанатов СП "Мы против магазинов".